Главная >> Интервью >> Может быть, и мой профсоюзный конфликт с Товстоноговым был навеян Пашей: он учил меня не бояться ничего; если считаешь, что ты прав, драться, вплоть до рукопашной



Может быть, и мой профсоюзный конфликт с Товстоноговым был навеян Пашей: он учил меня не бояться ничего; если считаешь, что ты прав, драться, вплоть до рукопашной

Биография звёзд - Интервью

может быть, и мой  профсоюзный конфликт  с товстоноговым был  навеян  пашей: он учил меня не бояться ничего; если считаешь, что ты прав, драться, вплоть до рукопашной

Народный артист России Иван Краско, актер Театра имени В.Ф. Комиссаржевской, - гордость и любовь Петербурга, известный среди коллег и театралов не иначе как дядя Ваня . Коренной ленинградец, Иван Краско в 1961 году закончил театральный институт им. Островского и сразу же был принят в труппу знаменитого БДТ. И как принят!

БДТ

Выпускники - полкурса! - подали в театр список фамилий на просмотр. Ивана Краско в нем не было, он должен был лишь подыграть однокурсникам - Жоре Штилю (Георгий Штиль, ныне актер БДТ) и Саше Семенову (актер театра Балтийский дом ). Причем подыграть не массовку, не эпизодик, не реплику Кушать подано! , а ни больше ни меньше как Егора Булычова - одному, Шмагу - другому. Подыграл. И понравился всем - шефу (так звали Товстоногова), Стржельчику, Лебедеву.

- Кто это? - спросил шеф.

- Ваня Краско, - ответил Сергей Юрский, который когда-то занимался с ним вместе в университетской театральной студии.

Вчерашние студенты с волнением ожидали решения худсовета. Вдруг прибегает очередной режиссер театра Леша Герман (ныне знаменитый кинорежиссер Алексей Юрьевич Герман): Шеф требует Краско .

Дальше события развивались так (в пересказе Ивана Ивановича):

- Я растерялся и брякнул: Слушаю вас!

- Это мы вас слушаем, - сверкнул очками- хамелеонами Гога (Георгий Александрович Товстоногов). - Вашей фамилии здесь нет. Почему? Вы что - не желаете служить в нашем театре?

- Я боялся.

- Кого? Меня? (Весь худсовет хохочет).

- У меня такой девиз: или БДТ, или Сибирь.

- Что значит Сибирь ? По этапу?..

В общем, меня приняли в труппу. И Жору, и еще двоих наших сокурсников.

Учась в институте, мы бегали на спектакли в БДТ. Восхищались Стржельчиком, Лебедевым, Луспекаевым, Копеляном, Зинаидой Шарко, Людмилой Макаровой... Я был влюблен в Танечку Доронину за ее Монахову в Варварах . Первая роль, которую мне предложили в этом театре, была роль жениха Володи в Старшей сестре по пьесе Александра Володина. Там мне надо было любить Доронину. А я уже заочно ее обожал.

В БДТ я прослужил без малого четыре сезона. И... убежал. Почему? Там было сложно пробиться. Как говорила Зина Шарко: Золотая дюжина держит репертуар в своих зубах, пока жива . Кроме всех перечисленных актеров, там же еще и великие старики были: Полицеймако, Грановская, Казико... Товстоногов воспитал целую труппу выдающихся артистов. Все шумели и блистали при Гоге! В том числе Иннокентий Смоктуновский, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили...

Вот такое у меня счастье было.

Играл я очень много, но практически - одну массовку, эпизодические роли. Гость на балу в Горе от ума , в Идиоте - в массовке, в группе Рогожина. Разметнов в Поднятой целине , где я фактически болтался как цветок в проруби при Нагульнове, Давыдове, Лушке, деде Щукаре... Ввелся вместо заболевшего Володи Рецептера в Еще раз про любовь Радзинского. Играл жениха в Старшей сестре ... Но все это было ерундой по сравнению с тем, что я играл в курсовых работах в театральном институте у студентов режиссерского факультета, учеников Товстоногова. Там были и Дюрренматт, и Мрожек, и Горький, и Чехов... Да! Был еще один спектакль, о котором нельзя не вспомнить, - дипломная работа первого товстоноговского режиссерского выпуска Двенадцать разгневанных мужчин - по американскому сценарию. Ставил спектакль дядя Женя Лебедев. Мне он предложил главную роль - в кино ее играл Генри Фонда. Один спектакль всего и был - на экзамене по актерскому мастерству... Евгений Алексеевич позже сказал мне, что эта роль - лучшая за всю мою жизнь. Кто знает, мастеру виднее...

А Товстоногов тогда сказал: Ваня, я теперь знаю, как вас надо использовать на театре. Для вас будет особая пьеса . На самом же деле ничего не менялось. Я ждал, ждал. А тут подвернулся случай. У нас в Ленинграде был такой легендарный человек Женя Шифферс (к сожалению, он ушел из жизни), который предложил мне роль Креона, а Антигону - Ольге Волковой. Оля тогда жила в Ленинграде, начинала она в ТЮЗе, работала в БДТ... Эта работа стала для меня этапной, потому что я в ней так много для себя открыл! Мне, крестьянскому парню, доверили играть древнегреческого царя?!

- Мое дело - дать тебе роль. Твое - сыграть, - сказал Евгений Львович Шифферс. - Если ты актер...

Задел он меня, и крепко. Я нашел, по выражению Станиславского, зерно роли. Потом мне легко было играть королей в сказках на телевидении, генерала Серпилина и самого Иоанна Васильевича Грозного... И в жизни я стал другим. Стал спокойно смотреть людям в глаза (до этого - стеснялся), стал волевым. Честно говоря, я вдруг открыл, что во мне столько всего - до поры до времени! - дремлет...

Комиссаржевка

- Я собрался уходить из БДТ. И тут во мне открыл какую-то пружину Александр Моисеевич Володин, случайно сказав, что мог бы поспособствовать мне попасть в Современник . Там, мол, идут мои пьесы, там Олежка Ефремов, так что кому ты там составишь конкуренцию?.. Я так понял и вдруг почувствовал, что он не очень ценит меня как артиста, и обиделся. И много лет держал в себе эту пружину : я тебе докажу, что я - артист настоящий... (Рассмеялся). Года за три до смерти Володина я сказал ему об этом. Он так удивился!

- Вань, да ты что? У меня и в мыслях не было!

- Но я так понял. Спасибо тебе, дядя Саша, огромное. Потому что это такой стимул! Я ведь тебя уважал и даже боготворил, и твое мнение было для меня просто потрясением.

В 1965 году я ушел из БДТ. С Шифферсом. Всего три месяца поработал в Театре на Литейном. Сыграл в одном спектакле - Колю Леонтьева в Кандидате партии Крона. Была хорошая оценка. Поехали по области. В одном ДК - 20 человек зрителей, в другом - 15. И когда дошло до тринадцати, я сказал: Женя, а есть ли смысл работать в этом театре?

И я ушел в Комиссаржевку, где главным режиссером был Мар Владимирович Сулимов. У него в это время был трагический период: его освобождали от работы. Он был слишком интеллигентным человеком. Труппа распалась на две части: одна была за него, а вторая, менее талантливая, - против.

Я в составе 22 человек в знак протеста подал заявление об уходе. Об этом, только представьте себе, было сообщено по Би-Би-Си! Забастовка в Ленинграде! Нас всех вызывали в обком. Мар Владимирович разговаривал с каждым из нас, просил остаться в театре, не портить судьбу себе и ему. Он нашел себе работу - преподавал в театральном институте, ставил мощные спектакли на телевидении (в частности, Зависть Олеши, Метелица Веры Пановой, где я у него играл).

О Гоге, конфликте и амплуа

-Мое амплуа определил Товстоногов: социальный герой.

Я всегда занимался общественной работой. В театральный институт пришел не со школьной скамьи: был командиром корабля Дунайской флотилии, три года учился на вечернем отделении университета и работал. В театральный поступать боялся, не чувствовал себя готовым. В университете занимался в студии, которая мне очень помогла, там я поднаторел и пошел поступать на актерский факультет. Студия была сильная, получила статус народного театра, в ней занимались Игорь Горбачев, Сергей Юрский, Лиза Акуличева, Вадим Голиков, который был потом главным режиссером Театра комедии...

В институт меня приняли, несмотря на мой преклонный, как тогда шутили, возраст: мне было почти 27 лет.

Моим профессором была знаменитая Елизавета Ивановна Тиме (из Александринки). Ее мужем был Николай Николаевич Качалов, племянник Александра Блока, а подругой - Галина Сергеевна Уланова. Я был старостой группы и часто бывал в доме Елизаветы Ивановны. Однажды я пришел к ней, а дверь мне открыла... Уланова. Я остолбенел: живая Уланова! А она мне так просто: Входи, голубчик ...

Так вот, о Гоге. Как-то у меня, на посту председателя местного комитета, случилась конфликтная ситуация с главрежем. Тогда всюду проводились месячники труда. И у нас - тоже. Я сделал доклад: все хорошо, один из лучших театров страны, но вот молодежь... Она не знает своих перспектив, на что ей рассчитывать. И зарплаты низкие. Об этом никто не думает.

Гога меня буквально раздавил! Уничтожил. Он говорил больше, чем я докладывал.

После собрания шеф месяц со мной не разговаривал. Избегал меня. А через месяц мы должны были провести очередное собрание, на котором разобрать, изменилось ли что-то. В месткоме были авторитетные люди - Полицеймако, Копелян. Причем затащить их туда было невероятно трудно. Полицеймако возмущался: С ума сошел? Мальчишка! В этом дерьме мне копаться... Копелян же, слывший очень остроумным человеком, сказал мне: Ваня! В неуместный комитет - никогда! Однажды они оба мне помогли. Мы объявили выговор завтруппой, который обидел пожилую актрису. За превышение полномочий , за использование служебного положения , в общем - за грубость. Копелян на это заметил: По-моему, в истории советских профсоюзов это первый случай, когда непосредственному начальнику объявили выговор .

И вот собрание. Копелян сказал мне: Ваня, пригласи Георгия Александровича обязательно. Ну и что, что он с тобой не разговаривает. Позвони . Я позвонил. Он сказал: Я буду . Пришел. И сказал: Наконец-то я понял, что такое профсоюзная организация в театре... У всех был шок! Как тогда, когда он долбил меня! Вскоре в Смене появилась статья О молодежи в БДТ , где Георгий Александрович говорил журналисту: Да, мы мало уделяли внимания молодым. Теперь это поставили на контроль . У нас есть перспективные артисты. К примеру, Иван Краско. Это истинный социальный герой. Он на сцене исповедует то, что и в жизни. И это самое убедительное. Зритель ему верит. У него большие возможности... Все наши были ошарашены: Еш твою...

Мне, конечно, это очень помогло в актерских делах. На восьмом десятке жизни я пришел к выводу, что на сцене надо жить, а не изображать что-то. Когда все через себя пропустишь, тогда зритель тебе верит. И вообще надо иметь свое мнение.

Луспекаев

- На вопрос, если ли у меня кумир, я в свое время ответил: Два. Луспекаев и Юрский. Один - актер от земли, как говорится, другой - интеллектуал. Но оба - актеры от Бога. Вот бы их соединить...

У Игоря Горбачева, который был у нас в институте преподавателем, была шутка: Луспекаев в подлиннике и Мойдодыра -то не прочитал . Шутка хорошая, смешная. На самом деле у Паши был природный ум. Он не успел многого прочесть. Его укор в мой адрес: Все книжки читаешь!.. Актер должен жизнь знать, все пережить, испытать. Сам. Без понтов . Он меня многому научил, на многое открыл мне глаза: Ты мужик, самец, с бабами надо смелее! Ванюха, не бойся . Может быть, и мой профсоюзный конфликт с Товстоноговым был навеян Пашей: он учил меня не бояться ничего; если считаешь, что ты прав, драться, вплоть до рукопашной. Потом я четверть века воевал с Агамирзяном в Комиссаржевке.

Это такое везение, что я встретился с Пашей в работе! Сначала в БДТ в Поднятой целине . Потом были две работы на телевидении: Жизнь Матвея Кожемякина (он играл центральную роль - Матвея, а я - его слугу, татарина Шакира) и Зависть Олеши (Павел Борисович - главный герой Андрей Бабичев, а я - Николай Кавалеров; конфликт производственника с человеком культуры, который не верит в Советскую власть).

О Павле Борисовиче, Паше, я написал в своей книге Жил один мужик ...

О кино

- Мой роман с кинематографом не слишком глубок и длителен - и по количеству ролей, и по метражу каждой из них. Из главных ролей - Иван Соловьев, Конец императора тайги . Это было уже давно, 30 с лишним лет назад, на киностудии имени Горького. Роль отрицательная. Хотя на самом деле Иван Соловьев был не бандитом, а справедливым человеком, эдаким Робин Гудом.

Фильм, который также оставил след в истории отечественного киноискусства, - Блокада . Михаил Иванович Ершов снимал ее здесь, на Ленфильме . У меня роль небольшая - старший лейтенант Горелов, человек, на которых Россия держится. Социальная роль, как говорил когда-то Товстоногов. На съемках я познакомился с Юрием Мефодьевичем Соломиным. Еще Принц и нищий . Вадим Гаузнер ставил спектакль в Комиссаржевке и решил сделать фильм. На роль Майлса Гендона взял меня - единственного из спектакля. Там я встретился в кадре с Олегом Борисовым. И поразился: было такое разительное расхождение между тем, как игралась небольшая роль Гуги у нас в театре, и тем, что сделал Олег Иванович! Тогда я стал влюбляться в него. Вообще это один из самых уважаемых и почитаемых мною актеров из всей русской когорты.

Дальше - Господин оформитель , Колесо любви , Цветы календулы . Роли небольшие: слуга у барина, грузин, бомж.

Снялся в сериале Улицы разбитых фонарей , в серии Контрабас (это кликуха моего персонажа). В Агенте национальной безопасности , в серии Свидетель , сыграл деда. А в Убойной силе - уже капитана судна Жарова. На этой картине встретился со своим старым приятелем Виктором Павловым (из Малого театра).

Что для меня главное в кино - не столько роли, сколько сама атмосфера съемок, когда сначала снимают последнюю сцену, а уже потом - начало. Это лихое вхождение в роль, память, которая держит тебя (стоп, какой я тогда был?)... И еще. Там я могу встретиться с хорошими ребятами из других театров, знакомыми и незнакомыми, новыми партнерами. Мне это очень приятно. В родном же театре из спектакля в спектакль твою жену играет одна и та же актриса. Это приедается...

О сыне

Иван Иванович Краско - отец актера Андрея Краско, известного зрителям по фильмам Олигарх , Копейка , сериалу Агент национальной безопасности и другим работам.

- Сейчас ходим друг к другу на спектакли. Он работает очень тонко и точно, мне нравится. У меня такое ощущение, что на театре Андрюша очень неплох. А в кино он сильнее меня. И в сериалах дурит , как я говорю. Великолепно, кстати. (Я смотрю, когда доводится). Сейчас снимается у Хотиненко, Лунгина, Дыховичного.

И слава богу, что он так пошел. В кино у Андрея карьера гораздо удачнее, нежели у меня. Он более киношный артист, чем я. Ивана Грозного ему не сыграть (а я играл). Андрей - лирический герой, который в основном играет себя. А я - характерный, могу перевоплощаться. Тут уже и опыт, и школы у нас разные. Лева Додин вытаскивал из них свое, личное, индивидуальность. Андрей держится на этом. Для кино это лихо...

Светлана МАЗУРОВА

Восточно-Сибирская правда , 9.05.2003

фото Славы Гурецкого

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кусочки личного:

News image

Охлобыстин и Собчак встретятся на сцене МУЗ-ТВ 2011

Как стало известно , знаменитости станут ведущими церемонии вручения премии музыкального канала. Телеведущей и звезде «Интернов»...

News image

Дженнифер Лопес рассказала о своём материнстве и планах

Порой кажется, что время не властно над знаменитой красоткой, и она совсем не меняется. Но, как оказалось, внешнее постоянство з...

News image

Опра Уинфри попрощалась с телезрителями

По мнению , последние 25 лет знаменитая телеведущая была неотъемлемым элементом телевидения. Но в среду (25 мая) звезда положила...

Лучшие шоу программы:

News image

Шоу Элтона Джона в Москве: тонны декораций, рояль и Памела А

Легендарную шоу-программу Red Piano представит сегодня россиянам британский певец Элтон Джон. Шоу, не поместившееся в ...

News image

Спецэффекты Rammstein

Если вы когда-нибудь были на концертах Rammstein, то вы наверняка знаете насколько они уникальны. Rammstein не знают о...

News image

Queen была первой группой

Протестировавшей студию звукозаписи De Lane Lea. Вещь The Night Comes Down (1972) как раз с той поры. Самостоятел...

Стать звездой:

News image

Камерон Диаз (Cameron Michelle Diaz)

Камерон Диаз родилась 30 августа 1972 года в Сан-Диего, став второй дочерью у счастливых родителей. Ее отец, по происхождению ...

News image

Мел Колм-силь Джерард Гибсон (Mel Colm-Cille Gerard Gibson)

Мел Колм-силь Джерард Гибсон родился в многодетной семье ирландцев-католиков и был шестым из одиннадцати детей. В 1968 году, ког...

Авторизация