Любовь Казарновская, сопрано из России
В концертном зале имени Л.Г. Зыкиной Байкал Бизнес Центра два вечера пела оперная певица Любовь Казарновская. Событие для Иркутска почти невероятное! Любовь Казарновская - редкая гостья в России. Одни утверждают, что она живет в Вене, другие - в Нью-Йорке, третьи - что у нее дом в Италии, что ее муж - то ли итальянец, то ли американец...
Я - человек мира
- Вы знаете, трудно сказать, где я живу. Многие мои коллеги - оперные певцы - ездят по всему миру и говорят, что живут в самолете. И я могу так же сказать о себе. Но мне сейчас очень хочется поставить ногу обратно в Москву, и я уже начинаю это делать. Потому что, во-первых, я москвичка. Во-вторых, я создала фонд поддержки оперного искусства России, и у меня много интересных проектов. Например, приглашение на мастер-классы великих итальянских певцов, таких как Рената Скотто, Карло Бергонци, Джан Дорман - это правая рука Джеймса Левайна, мэтра, главного дирижера Метрополитен-опера . Они учат стилям, языкам, итальянским традициям молодое поколение оперных певцов России.
Еще у меня много проектов с российским телевидением: съемки клипов - классических и эстрадных, музыкальных кинофильмов. Мы уже сделали большой проект: Великие певцы России - от Шаляпина до наших дней . Это стало хитом в прошлом году в Америке: все покупали эти кассеты (их три) и говорили, что частично слышали имена певцов, которых мы представили, и не знали, что это были действительно великие певцы: Лисициан, Обухова, Нежданова, Собинов, Лемешев, Козловский... Они высоко несли традицию настоящего итальянского пения, соединенного с русским исполнительством. Но, увы, тогда существовал железный занавес ...
Мы и дальше собираемся продолжать это дело - знакомить Запад с историей традиций России.
В России у меня достаточно большое имя, поэтому мне открыты многие двери. И то, что я не могу сделать там, здесь - могу. Могу себе позволить делать такие вещи, которые доставляют мне как исполнителю, как личности удовольствие. Для моей души это та пища, о которой я всегда мечтала.
На Западе вся жизнь как бы заранее распланирована. Там - рыночный поток, групповые выступления: 7 Тосок, 5 Саломей, 8 Баттерфляй, 10 Аид и так далее...
Я понимаю, что мне надо быть здесь. Поэтому решаю сейчас вопрос с квартирой в Москве. И потом, у меня растет сын, ему 7 лет, и я хочу, чтобы образование он получил здесь. Потому что считаю: лучше образования, чем у нас, нет. То количество театров, музеев, та интенсивность культурной жизни, которая есть в России, - больше такого нет нигде. Там все, как вам сказать... сытое, довольное, но спящее. А у нас все бурлит и кипит. При том, что допускается немало ляпсусов и ошибок, что очень много бытовых трудностей. Но люди духовно живы.
В прошлом году я жила в Германии - в Берлине и во Франкфурте, снимала квартиру, и мне было удобно циркулировать между театрами. До сих пор у нас есть квартира в Нью-Йорке (у меня был большой контракт с Метрополитен-опера ), сейчас хочу от нее избавиться: забирает много денег и сил, требует ухода. Аренда на Западе высока: моя квартира на Манхэттене, обычная, средняя, ничего в ней особенного, стоит 2,5 тысячи долларов в месяц. На те две или три недели, что я буду приезжать, можно обойтись и без нее.
- А какое у вас гражданство?
- Российское. И я очень рада этому. Я человек мира и представляю свою родную страну. В газетах меня всегда называют сопрано из России .
- Вы служите в каком-то одном театре или работаете в нескольких по контракту?
- Нет, ни в каком театре не служу. У меня есть соглашение с Большим театром, с Мариинским на определенные спектакли, которые я пою в сезоне. Но я не являюсь солисткой ни того, ни другого театра принципиально. Во-первых, они переходят с ведущими певцами на контрактную систему. Так сейчас везде в ведущих театрах. Во-вторых, я не хочу быть привязанной ни к одной труппе. Практически невозможно делать одновременно какие-то вещи и в Большом, и в Мариинском, а я умудряюсь... В прошлом году, например, был проект в Большом театре Портрет Манон . Две оперы - француза Массне и итальянца Пуччини - были соединены в один вечер, с разными партнерами, а Манон пела я одна. Было очень трудно. Это совершенно разные стили, разные голосовые и звуковые подходы, французская, итальянская музыка, яркая страсть... Я пригласила для этого проекта замечательного тенора Рауля Хернандеса (для Манон Массне). Это молодой певец, который сейчас начал блистательную карьеру на Западе, он только что дебютировал в Метрополитен-опера в партии Герцога в Риголетто Верди. И пригласила Франко Бонизолли (в Пуччини он был моим де Грие). Это вокальный мэтр бельканто, он имеет такой послужной список - будь здоров! Бонизолли пел со всеми лучшими дирижерами мира, его называют последним из могикан , он стоит в ряду таких певцов, как Карузо, дель Монако...
У нас были немецкий режиссер, шведский дирижер, получился очень красивый интернациональный проект, который имел огромный успех в Москве. И не только в Москве. Об этом проекте рассказывали в Италии, поскольку Бонизолли - их гордость, величие страны. С Мариинским театром у меня был проект Саломея . С Гергиевым. Режиссером была Джули Теймор из США, очень известная сейчас дама. Она делает интересные постановки на Бродвее и в Метрополитен-опера .
Сейчас я совмещаю работу сразу в нескольких театрах, и это мне, конечно, безумно интересно, потому что каждый театр - это своя специфика, и если ты привязан лишь к одному театру, то живешь только по его законам, а я действительно хочу быть человеком мира.
Я никогда не соглашаюсь на проект, который мне не интересен, где вполне может спеть и другая певица, потому что из этого не сделаешь событие. Такое, как, например, мой приезд в Иркутск, Братск.
Людмила Георгиевна Зыкина (мы с ней встретились на концерте в Кремле, стали говорить о гастролях) удивилась:
- Как?! Ты совсем не ездишь по России? Как же тебе не стыдно? Ты же россиянка, любишь эту страну, поешь потрясающий репертуар! Как ты можешь не думать о своей публике и не доставлять ей радость общения с тобой? Поедешь в Иркутск, там зал моего имени, я знаю, какие там люди и как достойно тебя встретят. И ты найдешь отклик в сердцах иркутян.
Мне позвонил Николай Константинович Иванов, директор Байкал Бизнес Центра , и сказал: Любовь Юрьевна, вас очень просят выступить в Братске. Как вы на это смотрите ? Я спросила: Это далеко? - Час лету . - Хорошо, я поеду .
И вы не представляете, что творилось в Братске! 250 приставных мест, и еще сколько обиженных осталось на улице. Причем рекламы практически не было, ее не успели сделать. Я поразилась, как люди хорошо знают произведения. Когда их объявляли, они аплодировали. Публика пришла подготовленная, интеллигентная. Две женщины в первом ряду просто навзрыд плакали, когда я пела сцену письма Татьяны. А с какими лицами уходили после концерта! Я была безумно счастлива.
- Вы действительно совсем не гастролируете по России?
- У меня никогда не было времени. И когда я бывала в России, всегда была так занята в Москве и в Петербурге - концерты, съемки, туда-сюда.., что пела только в Саратове, Самаре и в Тольятти. Все. Это было единственное серьезное турне по Волге в прошлом году.
В общем, Людмила Георгиевна Зыкина меня пристыдила ( Кого же баловать, как не нашу российскую публику? ), и когда у меня выдалось несколько свободных дней перед отъездом в Германию, я полетела к вам. Я рада, что открыла для себя такой замечательный край, такую потрясающую публику. Мы обязательно будем дружить.
Боже мой, а какую красоту мы увидели на Байкале! Роскошное озеро, чудо! Такая девственная, потрясающая природа! Ни в Подмосковье, ни в Петербуржье такого не увидишь. Мы с моей пианисткой вчера обсуждали... Такое ощущение, что попали на другую планету. Любовь Орфенова тоже очень много гастролирует, недавно вернулась из Парижа, где помогала готовить к постановке Войну и мир .
- А в Москве вас можно услышать?
- Редко. Москвичей тоже не много балую. В конце января были мои большие концерты с американцем Саймоном Эстэсом. Это такое огромное имя на Западе! Замечательный певец, у нас его практически не знают, а он лауреат первой премии конкурса Чайковского. Я привезла его к нам, и мы пели в Большом зале консерватории: сделали роскошный вечер с оркестром Московской филармонии.
- Вы проводите мастер-классы с вокалистами?
- Есть такие летние курсы усовершенствования молодых певцов в Израиле, в Тель-Авиве, от Метрополитен-опера . Мне поступило предложение от американцев подготовить состав к Евгению Онегину , потому что я действительно знаю эту оперу как свои пять пальцев. Моим учителем когда-то была Надежда Матвеевна Малышева - педагог-концертмейстер оперной студии Станиславского, концертмейстер Шаляпина.
Мне всегда везло на педагогов. И я считаю своим долгом поделиться сегодня с молодежью тем, что знаю, умею, я люблю заниматься с молодыми певцами.
- Любовь Казарновская - звезда, примадонна мировой оперной сцены. Такие громкие эпитеты. И в то же время - не народная и даже не заслуженная... Почему? Потому что не работала в России?
- Этот вопрос возникает у всех. Нет, я работала в России. И довольно много. Россия - до сих пор! - настолько бюрократическая страна... Я работала в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко пять лет, и мне все говорили: Ты еще маленькая для звания . Я пришла туда в 20 лет, студенткой третьего курса консерватории, и дебютировала в партии Татьяны.
Потом меня пригласили в Большой театр. Тогда я была там на договоре: пела Татьяну, Иоланту, Февронию в Сказании о невидимом граде Китеже ... А потом пришло безумно лестное приглашение от Темирканова на ведущие партии в Мариинский театр, где я отработала три года. В общей сложности я проработала в российских театрах около десяти лет. И когда пришла в Мариинский театр, мне сказали: Мы хотим подавать тебя на звание. Надо, чтобы ты 5 лет отпахала здесь. Вот так и получилось: то я была маленькая , а то надо отпахать 5 лет. А я уже начала активно выступать на Западе...
И теперь на всех правительственных концертах ведущие спрашивают меня: Вы - народная артистка СССР или России? . Я говорю: Я никто, - ни то, ни другое . И у всех это вызывает большое удивление...
Но я думаю, что этот недостаток можно исправить (смеется). Хотя я не жадна до званий, если на то пошло, у меня есть лауреатство международных конкурсов...
Семья
Муж Любови Казарновской Роберт Росцик - австриец. У них растет 7-летний сын Андрей. Как говорит Любовь Юрьевна: Семья у нас интернационально-обычная .
- А на каком языке говорит ваш сын?
- На русском. И муж блестяще - фантастически! - говорит на русском. Он обожает Россию. По-моему, в прежних рождениях, в прежней жизни, он был русским, потому что так безумно любит эту страну, понимает и так всегда восторженно о ней отзывается, несмотря на то, что знает все недостатки и проблемы... Роберт считает, что мы сделали правильный выбор, собравшись жить в России: Ты здесь счастлива, и я счастлив, и наш ребенок . Сын тоже говорит: Мамочка, мне здесь так хорошо! Столько музеев, театров, концертных залов, столько друзей! Он у нас мальчик социально активный...
Несмотря на то, что Роберт родился в Штатах и у него два паспорта - американский и австрийский, он говорит: Ни за что нигде не хочу жить постоянно, кроме России . Что мне очень приятно. И когда его мама иногда спрашивает: Как ты можешь так долго жить в России? Ты же не русский , он отвечает: Мама, ты не знаешь, какая это страна, какие там люди!
- У вас была, наверное, интересная история знакомства?
- Да! Роберт работал в Вене, приехал вместе со своим шефом отбирать русских певцов для иностранного рынка - для Венской оперы, для Амстердама, Цюриха, Зальцбурга. Им пели, в том числе и я, они прослушивали.
- Вы уже были известны тогда?
- Да, в России. Я была солисткой Мариинского театра, примой, все там уже перепела, весь ведущий репертуар.
Я спела, очень им понравилась. Меня пригласили. У нас с Робертом возникла большая симпатия друг к другу. И потом он сделал мне предложение.
- Я слышала, муж - ваш импресарио?
- Нет. Как только мы поженились, он перестал работать на меня как менеджер, сказав: Понимаешь, это идиотизм: названивать директорам театров и предлагать, хвалить свою жену .
- Но ведь этим как раз и занимаются все мужья-продюсеры!
- Это в России. На Западе это не принято. Там на это сразу начинают косо смотреть. Если муж предлагает взять с концертом свою жену, конечно, он будет говорить, что она гениальная.
А еще Роберт сказал мне раз и навсегда: Я не хочу, чтобы у нас дома был второй офис. Как только ты начнешь слышать все эти разговоры (как я убеждаю кого-то, как на одну глупость отвечаю другой), ты будешь слишком в это дело вовлечена и сразу начнешь нервничать. Отдыхай дома, расслабляйся . И он совершенно прав. Дом должен быть домом.
У него много крупных проектов. Например, с Большим театром.
- Вы интересный рассказчик. Не думали написать книгу?
- Думала, конечно. Мне есть что рассказать. На моем пути встречалось очень много замечательных, интересных людей. Обо мне написано много больших, серьезных статей, где довольно подробно описаны какие-то события моей жизни - в журналах Cosmopoliten , Мэри Клер , Elle . Вопрос книги - впереди.
Светлана МАЗУРОВА
Восточно-Сибирская правда , 15.04.2000
Читайте: |
---|
Кусочки личного:
У Евы Лонгория роман с братом Пенелопы Крус?Папарацци нашли ещё одно подтверждение романа знаменитой актрисы и брата Пенелопы Крус, Эдуардо. Парочку уже не первый раз видят... |
Рианна и Бритни Спирс: совместного видео не будет!Как стало известно , несмотря на огромную популярность их совместного проекта S - M , знаменитые певицы не планируют снимать об... |
Дело о краже, совершённой Линдсей Лохан передано в Лос-Судебная тяжба со знаменитой актрисой в главной роли получила ещё один поворот – дело о краже решено передать в прокуратуру Лос-... |
Лучшие шоу программы:
Лучшие поп - и рок-концерты сезонаСезон 2009/2010 года обещает множество именитых гастролей и ещё больше больших концертов отечественных звёзд Самые ... |
The Girlie Show – 1993Тур стартовал 25 сентября 1993 года на стадионе «Уэмбли» в Лондоне. Шоу проходили с огромным успехом, но в разных стра... |
Милен Фармер показала петербуржцам кладбищенский концертТолько что завершилось шоу Милен Фармер. В СКК, где помещается 18 тысяч зрителей, собралось не менее 15 тысяч. Это пра... |