Главная >> Интервью >> Подобных наук не так уж много



Подобных наук не так уж много

Биография звёзд - Интервью

подобных наук не так уж много

Кто из зрителей старшего поколения не знает великого русского актера Юрия Толубеева? Поколение нынешнее же может прочесть в энциклопедии, что был такой советский актер, народный артист СССР, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Полоний в знаменитом козинцевском фильме Гамлет . Кузьмич в Хронике пикирующего бомбардировщика . Санчо Панса в Дон Кихоте . Городничий в Ревизоре в кино и на театральной сцене...

Сын знаменитого актера Андрей Толубеев - народный артист России, лауреат Государственной премии, ведущий актер знаменитого БДТ им. Г.А. Товстоногова - любим театральной публикой Петербурга, а стране известен благодаря кино и телевидению.

- Андрей Юрьевич, у вас ведь не только отец был актером. Рассказывают об уникальной династии Толубеевых...

- Мама, Тамара Алешина, заслуженная артистка России, работала в Александринке. Она скончалась в 1999 году.

- Страна знала Юрия Толубеева по кино, а ведь он работал и в театре...

- Папа служил в театре Ленинского комсомола, теперь это Балтийский Дом , ряде других театров, даже в Самару выезжал с Симоновым поработать. Потом в его жизни была Александринка. Оттуда он ушел на пенсию. Посидел-посидел дома, ему тошно было, и принял приглашение Товстоногова - пришел в БДТ, года полтора здесь играл. И мама тут пять спектаклей сыграла ( Горе от ума ), когда Татьяна Доронина заболела. Понимаете, что для меня БДТ? Помимо того, что я здесь уже 28 лет, по этой сцене прошлись и мои родители. В Александринке же мне пока не удалось ничего сыграть, хотя предложения были. Наверное, я там когда-нибудь попробую выйти на сцену, чтобы перекинуть мостик между поколениями.

Жена моя, Екатерина Марусяк, тоже актриса. Она работает здесь же, в БДТ. Ее пригласил сам Товстоногов, но, к сожалению, вскоре он умер и она, что называется, зависла в воздухе . Актриса очень хорошая. Советую вам посмотреть Любовные письма в театре Рудольфа Фурманова Русская антреприза имени Андрея Миронова . Мы с ней вместе играем этот спектакль.

Младшая дочь, Надежда, еще школьница, мечтает стать актрисой, ее тоже тянет на сцену. Обе наши дочери уже выбегали здесь на сцену, когда у нас в спектаклях была необходимость в детях. Так что у меня в буквальном смысле театральная семья. Даже моя бабушка по маминой линии довольно долго работала в Александринке билетером. Брат отца, мой дядя, был артистом, он погиб в блокаду...

- Вам, следовательно, на роду было написано стать актером? Это была мечта детства? Родители поддерживали вас?

- Отец был против. Мама же нейтрально отнеслась к моему решению. Я был единственным ребенком, мои родители расстались, когда я был еще мал. У меня есть сводная сестра. Тем не менее я не был брошенным, безотцовщиной, мы всегда были с отцом в хороших отношениях. Но он был против моего желания пойти в артисты. Не по злому умыслу. Времена, когда он заканчивал свою жизнь, были самыми паскудными для театра (брежневские). Александринским театром, где он тогда работал, руководил Игорь Олегович Горбачев. Мой учитель, кстати. Они с отцом не нашли общего языка. Отец ушел из театра. Если бы не ушел, был бы жив. Его сгубила болезнь нервов - рак. Ему бы классику играть... Если бы он пожил еще, сыграл бы здесь что-нибудь интересное. Я совершенно четко разделяю две вещи. Как учителя, Горбачева я уважаю. С другой стороны, я не разделял его политические позиции: слишком заидеологизированный репертуар, не всегда хорошая драматургия. И очень хорошие артисты иногда вынуждены были играть просто ахинею.

Горбачев звал меня в свой театр. Отец понимал, что я буду играть эту ахинею. Гарантий, что у меня есть дарование, - никаких. Неизвестно, как сложится моя судьба. К тому же отец не считал, что я человек одаренный. Это его право. Я благодарен ему за то, что он заставил меня сначала получить другое образование. Он поступил мудро. Если бы не мое медицинское образование, я не думаю, что мы сегодня сидели бы с вами и беседовали о моих удачах и неудачах в театре, о кино. Все было бы гораздо скромнее. Вполне возможно, что если бы я даже добился своего, то был бы весьма посредственным актером, не защищающим свою фамилию.

- То есть вы хотите сказать, что в театре вам пригодился жизненный опыт?

- Именно. И, грубо говоря, извилины все-таки тренируются. Медицина - наука классическая. Подобных наук не так уж много. Душа и тело связаны. Если мы изучаем тело, то волей-неволей заглядываем в душу человеческую. А театр дает такую возможность: заглянув туда, еще и смоделировать потом в присутствии многих людей, которые этим не владеют. Образование позволило мне расширить кругозор. На сцене это всегда видно... Удержаться в седле сложно. Скажем, артисту удалось сняться в кино у хорошего режиссера. Но затем ему предлагают роль похуже. Актер отказывается ее играть. Раз отказался, два... А потом его забывают. И начинается трагедия. Раз попробовав поработать с каким-нибудь светилом, после этого уже тяжело работать с другими, менее талантливым. Так же, как тяжело бывшим товстоноговским актерам участвовать в постановках других режиссеров. Товстоногов обладал гигантским полем интеллекта, эмоций, доходчивости. Он мог одним словом разрешить проблему. Ему не надо было полчаса объяснять артисту, как играть. И артисты верили ему, понимали его. Не со всеми режиссерами мы находим общий язык...

- В вашей жизни, кроме БДТ, не было других театров?

- Я пришел 28 лет назад в эту гримерную. Здесь же сидел Юрий Демич, потом он умер, и мы с Геннадием Богачевым остались вдвоем.

- Вы поработали с Товстоноговым?

- 13 лет. Года три, конечно, в массовке бегал. Я ведь сюда из института пришел (в 30 лет его закончил), Георгий Александрович меня и пригласил. Я жизнь поменял. Был военным врачом (закончил военно-медицинскую академию). Занимался три года комсомольской работой: был освобожденным секретарем факультета космической медицины, который закончил.

Я раскопал свою родословную. Оказывается, у нас в семье все были военными. Отец нарушил эту традицию. Все-таки что-то перетянуло и меня в актеры. Я сейчас в своей тарелке . В моем лице военная медицина ничего не потеряла. Наука, думаю, тоже. А театр... Все-таки формально есть какие-то определенные знаки внимания. Хотим мы или не хотим, но приходится свое право выхода на сцену профессионально защищать. Каждый вечер...

* * *

- Андрей Юрьевич, известная фамилия помогала вам в жизни?

- Конечно, что уж скрывать... Эта фамилия принадлежит другому поколению. Когда оно уйдет, тогда защищать ее останется только мне, перед своим поколением и перед теми, кто моложе. И если это удастся, то какое-то время будут помнить и меня.

Очень много кануло в Лету артистов, имена которых теперь можно прочесть только в публичных библиотеках, в театральных музеях, в старых программках. А это были великие артисты. О них редко кто сейчас вспоминает. В принципе, это трагическая профессия. Собственно, как, наверное, и любая другая. Знаменитых музыкантов, архитекторов иногда помнят, а кто помнит простого каменщика, садовода, рыбака? Мы-то, артисты, все время на виду, на слуху. Когда люди привыкают быть на виду, а потом вдруг становятся ненужными, вот тогда и наступает трагический для очень многих момент забвения. И моего отца будут помнить ровно столько, сколько будут жить пленки Дон Кихота , Хроники пикирующего бомбардировщика ... Был великий артист Смоктуновский. Сейчас редко кто произносит его имя. Молились на Леонова, Евстигнеева. Кто их нынче вспоминает? Сейчас знают Хабенского, Пореченкова, Бригаду . Ну что ж, время такое. Они принадлежат этому поколению, и сериалы прочно вставляют их в сознание народа.

- И вас ведь страна знает по сериалам. Это в Петербурге люди ходят в театр на спектакли с вашим участием...

- Да, я тоже мелькаю. Не более того. Я человек театра. Лучше бы меня знали по театру. Раньше, когда у театров были большие гастроли и когда не было так развито телевидение, не было такого потока сериалов, артистов знали по сцене. Это приятнее. Это другая профессия, она намного сложнее, чем в кино. Хотя есть выдающиеся киноактеры. Но, как правило, киноактеры, выходя на подмостки, что-то теряют. А театральные актеры, приходящие в кино, наоборот, как ни странно, приобретают. Кино - это процесс очень выгодный для театрального артиста. Оттачиваешь мастерство, учишься играть глазами, а не только телом, грацией...

Кино-то, по сути, теперь мало кто снимает. Больше телесериалы. Как правило, они быстро делаются, а от этого страдает качество. Могут спасти только очень профессиональные артисты, которые на лету все схватывают. Вот, скажем, Баязет . Он все-таки более или менее подробно снят. И актеры хорошие. Там с уважением смотришь на их работу. А если опыта мало, это дело безнадежное. Скучно становится. Люди, которые берутся снимать сериалы, порой даже не представляют, во что ввязались. Довольно часто это просто халтура. И зрители начинают уставать от сериалов.

- У вас сейчас есть работа в кино?

- В кино, к сожалению, нет, есть на телевидении. Это еще один блок серий Агента национальной безопасности , продолжение. Есть приглашения в другие сериалы, на небольшие роли. Скажем, есть очень смешной персонаж в сериале Иванов и Рабинович по прозе Кунина. Большой работы нет. Я соглашаюсь из-за того, чтобы как-то жить. Потому что нельзя прожить семьей на то, что государство платит нам в театре. (С 1 октября оклад народного артиста в театре повысился аж до двух тысяч семисот рублей). Значит, это мой способ зарабатывания денег.

Вот я сейчас говорю вам о халтуре, а сам в этом производстве отчасти участвую. Артист не может не работать. Поэтому и мы ввязаны в бессмысленную свистопляску. Надо ведь растить детей, кормить их, одевать, обувать... Хотя, конечно, стараюсь не халтурить в силу того, что так воспитан моими учителями.

Надеюсь, что когда-нибудь пригласят сняться в настоящем кино... Последний раз я снимался у Эльдара Рязанова в фильме Ключ от спальни . Получил большое удовольствие от общения с ним. Это такая маленькая работа, не совсем обычная. Меня ведь в комедии не приглашают, я теперь кадровый работник системы внутренних дел, ФСБ, играю генералов, полковников. А Рязанов дал мне роль пристава. Опять-таки из погон я не вылез, но хотя бы жанровая зарисовка получилась.

К моему счастью, театр дает мне большее разнообразие, чем экран. Это еще от Товстоногова повелось. У меня здесь были роли зловещие - Нерон, а теперь вот Арбенин в Маскараде . Я сыграл Бальзаминова. Были комедии, были роли с юмором. Я очень любил спектакль Солнечная ночь по Думбадзе, хотя у меня там роль неглавная (профессора Тбилисского университета). Сегодня тоже играю не в самом мрачном спектакле - Ложь на длинных ногах Эдуардо Де Филиппо. Мне эта роль нравится. Есть возможность выразить свою гражданскую позицию (мой герой не побоялся сказать правду). И вместе с тем там много юмора. Мне удалось найти в себе что-то такое неожиданное. ART , Лес - это то, что греет душу. Мне эта работа приносит удовлетворение. Другой вопрос - удается ли все это донести до зрителя?.. Есть роли очень трудные, и я их боюсь до сих пор. Но в них приятно работать. Загадочные вариации , например, или Маскарад . Бывает, что не хочется выходить на сцену. Раздражение от работы над какой-то ролью, с каким-то режиссером возрастает. Это ужасно. Раньше такого не было. Раньше все, что давали, играл в охотку. С возрастом вдруг появилась странная неудовлетворенность. Казалось бы, откуда? Каждый год - главная роль, а то и две...

Это я о театре. Телевидение же радует меня с другой стороны. Не знаю, удалось ли вам посмотреть хотя бы одну передачу Петербург: время и место по каналу Культура ?.. Ее смотрят и за границей, мне писали и звонили из Израиля, Америки, Прибалтики. Мы рассказываем о петербургских музеях, уже прошли 80 музеев. А еще рассказываем о деятелях петербургской культуры, науки. Там есть игровые моменты, мне удается сыграть то, что я никогда бы в жизни не сыграл. Причем не переодеваясь. Стараюсь смотреть на мир глазами тех людей, передать их ощущения от взглядов на ту жизнь, перекинуть мостик в сегодняшний день. И, судя по реакции зрителей, там нам всем много чего удается. Бригада маленькая, но талантливая: замечательные режиссер, оператор. Передача выдвинута на Госпремию. Значит, я не зря работал. Все музеи поддержали эту программу, она просветительская. Это меня греет гораздо больше, чем моя работа в сериалах...

* * *

- Андрей Юрьевич, вы были председателем Петербургского отделения Союза театральных деятелей России...

- Был, ушел в замы, не стал баллотироваться еще раз. Работы хватает. В Москве я зам Калягина в правлении СТД.

- А еще слышала, что вы пьесу написали, и ее сейчас ставят в Александринке.

- Да, пьеса Александрия . Ее ставят также в театре Балтийский Дом . И собирается поставить маленький студийный петербургский театр. Я писал повести, рассказы, даже были публикации в журнале Нева , в других изданиях. Но пьесы писать, оказывается, сложное дело. Я вот начал вторую и остановился. Повторить, сделать второй шаг гораздо труднее...

- А за режиссуру не брались?

- Брался. В университетской самодеятельности. И остановил себя. Это другое мироощущение. Актер - профессия подчиненная, и ты привыкаешь к этому. Я ведь уже однажды жизнь менял. У меня были погоны, я их снял. Еще раз поменять - уйти в режиссеры - нет...

Светлана МАЗУРОВА

Восточно-Сибирская правда, 13.12.2003

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кусочки личного:

News image

Николь Кидман готовится отметить третий день рождения д

Знаменитая актриса последние дни проводит у себя на родине в Австралии. Так, сегодня (1 июля), звезда Николь Кидман была замечен...

News image

Дианна Агрон: я не лесбиянка

Знаменитая красотка, по всей видимости отлично провела первый рабочий день недели (13 июня). Звезда сериала «Glee» была замечена...

News image

Охлобыстин и Собчак встретятся на сцене МУЗ-ТВ 2011

Как стало известно , знаменитости станут ведущими церемонии вручения премии музыкального канала. Телеведущей и звезде «Интернов»...

Лучшие шоу программы:

News image

Нержавеющая стать// Земфира в СК Олимпийский

Финальный концерт полугодового тура в поддержку альбома Земфиры Спасибо состоялся в спорткомплексе Олимпийский . БО...

News image

Chippendales — лучшее мужское шоу в мире

Продолжительность: 2 часа Вечер только для женщин! Оригинальное шоу из Лас-Вегаса! «Чиппендейлз» – это гораздо б...

News image

Концерт Патрисии Каас

25-26 го мая 2009 года в столичном дворце культуры «Украина» состоялись два концерта дивы французского шансона Патриси...

Стать звездой:

News image

Миша Энн Марсден Бартон (Mischa Anne Marsden Barton)

Миша Бартон и ее сестра родились в семье англичанина и ирландки. Когда Мише было пять лет, ее отец получил работу в другом город...

News image

Миранда Мей Керр (Miranda May Kerr)

Миранда Керр – одна из известных австралийских супермоделей. В 2008 году она вошла в Топ-10 самых богатых моделей, по версии жур...

Авторизация