Главная >> Интервью >> Рудольф Фурманов: Я раб театра на всю жизнь




Рудольф Фурманов: Я раб театра на всю жизнь

Биография звёзд - Интервью

рудольф фурманов:  я раб театра на всю жизнь

Есть в Санкт-Петербурге на Большом проспекте, на Петроградской стороне, особый театр, пользующийся популярностью у зрителей местных и приезжих, - Русская антреприза имени Андрея Миронова. Было интересно заглянуть в этот театр, узнать его историю, чтобы затем рассказать ее своим землякам. Возможно, кто-то из вас поедет в Питер по делам служебным либо в отпуск и сможет побывать в театре Рудольфа Фурманова...

Сначала было слово. Вернее, слова, принадлежащие академику Российской академии гуманитарных наук, доктору искусствоведения профессору Льву Гительману. Я прочла:

История театра Русская антреприза имени Андрея Миронова - неотъемлемая часть великой истории русского театра. Она началась задолго до официального открытия театра - 1 ноября 1988 года. Она охватывает собой весь период творчества Рудольфа Фурманова - первого настоящего антрепренера новой России, она включает в себя жизнь и творчество великих артистов, с которыми работал антрепренер и которые по праву составляют историю и славу его театра .

Пролог

Рассматриваю афиши. Обломов , Портрет Дориана Грея , Крейцерова соната , Чайка , Страсти по Вертинскому , Сцены из супружеской жизни , Мертвые души ... Вхожу в театр. Звучит голос поющего Миронова:

Падает снег на пляж,
И кружатся листья...

Повсюду - множество фотографий. Их можно рассматривать часами! Сцены из спектаклей, дружеские снимки на память, портреты великих актеров, ушедших из жизни, и ныне живущих. Райкин, Никулин, Леонов, Лебедев, Смоктуновский, Филиппов, Симонов, Папанов, Миронов, Гердт, Товстоногов, Стржельчик, Басилашвили, Золотухин, Яковлев, Ульянов, Караченцов, Лановой, Калягин, Быстрицкая, Чурсина, Фрейндлих... (список можно еще долго-долго продолжать!). Со всеми ними работал, дружил Рудольф Фурманов - коренной ленинградец, художественный руководитель и директор театра Русская антреприза , заслуженный деятель искусств России, сумасшедший антрепренер , как он сам себя называет. Всех их, божественных людей театра второй половины ХХ века , ему посчастливилось представлять почтеннейшей публике за сорок с лишним лет своей сценической деятельности. Благодаря ему знаменитые артисты регулярно гастролировали по стране с оригинальными концертными программами.

Особый уголок занимают фотографии актера, имя которого носит театр, - Андрея Миронова. Здесь аквариум с рыбками в честь его знака зодиака. Автограф его матери, знаменитой Марии Мироновой: Рудольф! Вы работали с очень хорошими артистами и могли бы украсить любым из имен этот театр, но Вы назвали мечту Вашей жизни именем моего сына. Спасибо Вам за это .

Почему же питерский театр носит имя актера, коренного москвича, всю жизнь прослужившего в московском Театре сатиры?

Послушаем Рудольфа Фурманова:

- Мне посчастливилось не только работать, но и дружить с Андреем Мироновым с 1969 года.

Здесь, в Ленинграде, родился его отец - Александр Менакер. Андрей с детских лет часто бывал здесь - с родителями на гастролях, позже - съемки на Ленфильме , гастроли московского Театра сатиры, концерты, в которых я его представлял. У него было много друзей в этом городе.

Когда мы ездили с Андреем на Карельский перешеек, маршрут пролегал по Кировскому проспекту, и на площади Льва Толстого Миронов обязательно просил притормозить у здания архитектора Белогруда, в котором находился кинотеатр Арс , и говорил: А дед-то мой, ведь ты его помнишь, за два месяца до революции приобрел купчую на этот дом .

Нет, не предполагал Андрей, когда просил остановить машину и рассматривал этот дом с башенками, полукруглым навесом у наружного входа, что здесь с осени 1996 года расположится наш театр и что Мария Владимировна Миронова в день открытия будет разрезать ленточку...

Искусство не спрашивает, где ему поселиться, - тем более искусство такого артиста, каким был Андрей Миронов. С его божественно-летучим даром мгновенных трансформаций. Но жажда неизведанного и страсть к театральным приключениям влекла его и на другие сцены, к другим партнерам. Его искусство сияло, дышало, пело, плясало вне зависимости от прописки. Андрей Миронов обладал врожденным чувством артистизма.

Андрей был рыцарем театрального братства. А не на этом ли держится идея антрепризного театра?

Его нет с нами уже 14 лет. Но что-то мешает с этим смириться. Есть только один способ противостоять времени и забвению - память. В память об Андрее Миронове и назван наш театр.

Его голос звучит в фойе каждый вечер, он мысленно и наглядно в спектаклях нашего театра: Фантазии Фарятьева , Из жизни сумасшедшего антрепренера , Безумный день, или Непровинциальный бенефис , О, шут мой, я схожу с ума! .

В 1998 году Рудольф Фурманов выпустил книгу о великих людях театра Из жизни сумасшедшего антрепренера . Я получаю от него в подарок этот замечательный театральный роман , энциклопедию портретов знаменитых актеров. Открываю...

Мы объездили с ним всю страну...

Андрей любил талантливых людей, и они к нему тянулись. Я видел, с каким уважением и восторгом он относился к проявлению дарования у кого-либо, воспринимал это как общую радость, подаренную миру, он абсолютно не был завистлив...

Андрей обладал еще одним свойством, необходимым в дружбе, - он был верен своим привязанностям; когда он приезжал в Ленинград, у него почему-то всегда находилось время и место в разговоре выспросить про всех близких ему людей. Как самочувствие? Как? Как? Это его душевно беспокоило.

... Розыгрыши - это была стихия Андрея, но однажды я был свидетелем, когда Андрея самого разыграли и он растерялся, не знал, что ответить. Надо сказать, что это происходило, когда Андрей был в зените своей славы и чрезвычайно популярен. Смоктуновский вежливо, участливо и очень серьезно обратился к Андрею: Расскажите, мой друг, как сложилась ваша судьба после нашей встречи в фильме Берегись автомобиля ? Как протекает ваша жизнь? Стали ли вы актером?

Вот тут-то Андрей и не знал что ответить .

* * *

Когда я в детстве снимался на Ленфильме , после очередной съемки бежал в павильон смотреть на съемки Овода , потом Человека-амфибии . Какой был Симонов! Как я мечтал подойти к нему!

... После первого концерта, организованного мной, Николай Константинович остановил меня в полутьме коридора и протянул семнадцать рублей.

- Что вы, Николай Константинович?

- Нате вам на одежу.

- Как это? Почему? - не понял я, с беспокойством осматривая свой пиджак.

- Ну как же, все так делают.

- Вы что, Николай Константинович!

Это была почти треть его денег, полученных за выступление.

- Разве не надо? Ведь все администраторы так берут.

- Я не администратор, - гордо сказал я, - я артист! Я веду ваш концерт и даже вам подыгрываю!

Оказалось, он всем администраторам всегда отдавал такую сумму за устройство концерта и удивился, что я не взял денег.

Как ему было объяснить, что я счастлив уже тем, что стою с ним рядом!

* * *

Анатолий Дмитриевич Папанов был довольно замкнутым человеком, даже стеснительным, и очень, очень редко говорил о себе.

Иннокентий Михайлович. Сколько пришлось ему пережить, пока он стал тем Смоктуновским, которого мы знаем!.. Его не приняли шесть театров Москвы, ему везде отказывали с недоумением - как это провинциальный актер осмеливается проситься в московский театр... Было и такое, что он ночевал в подъездах, на подоконниках...

Юрий Никулин. Он был легким человеком, никогда никого не обижал и сам не обижался. Столько лет общаясь с ним, я не только не слышал, чтобы он повысил голос на кого-то, а даже не видел его огорченным, расстроенным. В жизни, мне кажется, он больше всего любил шутить. Он очень правильно выбрал себе профессию...

Евгений Павлович Леонов был очень отзывчивым на чужую беду. Пользуясь своей невероятной популярностью и обаянием, он помогал людям в любое время дня и ночи. Скольким он помог с получением квартиры, сам долгое время живя в коммуналке!.. Дом Леоновых всегда был открытым для гостей. В любое время можно было прийти с уверенностью, что примут, накормят и оставят ночевать.

А как рассказать о Зиновии Гердте? Где найти такие слова, чтобы выразить все восхищение этим человеком? Как передать те чувства, которые охватывали меня, когда после концерта на публике, за ужином, начинался другой концерт , уже для своих? Сердце замирало - и, конечно, не оказывалось под рукой магнитофона, а диктофонов и вовсе тогда не было...

Прессу - ненавижу!

А потом была встреча.

Я попала к Фурманову в самое суматошное время: последние дни накануне премьеры! Ах, какая это была удивительная игра! ( Театральная ностальгия ) - это его спектакль-воспоминание о выдающихся питерских артистах: Аркадий Райкин, Николай Симонов, Владислав Стржельчик, Вадим Медведев, Евгений Лебедев, Сергей Филиппов...

Фурманов предложил мне сначала посмотреть его работу, а потом уже встретиться и поговорить.

Спектакль потрясающий! На большом экране - уникальные кадры, на магнитофоне - интервью, телефонные разговоры с великими людьми, королями сцены, рассказы антрепренера о каждом из них. У зрителей - ком в горле, слезы на глазах... Театральная ностальгия - сцена из спектакля Товстоногова Идиот с Иннокентием Смоктуновским и Олегом Борисовым; 70-летие великого Холстомера (Евгения Лебедева) на сцене БДТ; барельеф Товстоногова, сделанный руками Лебедева; картина, написанная Симоновым и подаренная им Фурманову; маски Райкина, которые бережно хранятся в театре Русская антреприза ... Сцены из театральных капустников, домашние кинокадры...

А после спектакля слушаю монолог Фурманова:

- Прессе я теперь не верю! Есть артистка Н., которая снимается в одном из сериалов, мелькает на экране в одном эпизоде. Раньше это называли массовкой. А сегодня вся пресса трубит об этой актрисе, везде ее портреты, раздули, что она звезда российского экрана! Человек, который в своем театре выходит на эпизоды, небольшие рольки!.. А что говорить о Миронове, о Фрейндлих?..

Ненавижу этих критиков театральных. Сегодня желтая пресса пытается растоптать Товстоногова! А для чего? Это называется свободой, оригинальностью. Все дозволено. Ты еще не дорос, чтобы высказывать свое мнение о Товстоногове, Эфросе, Любимове... Какие-то девочки, мальчики с ног до головы обгадили и великого рассказчика Ираклия Андроникова. Судить надо за это!

Однажды один из журналистов брал у Фурманова интервью. Речь зашла о жизнедеятельности театра, негосударственного, самофинансируемого.

- Как вам удается выживать? - спрашивает газетчик.

Фурманов ему и так, и эдак разъясняет. Журналист не удовлетворен и опять за свое:

- Ну, а как вы все-таки выживаете?

Видит Фурманов, бесполезно с человеком разговаривать. Возьми и брякни: А я сперму свою продаю (вспомнив недавно прочитанную заметку в Аргументах и фактах о Газманове, якобы делающем деньги на этом деле). И что вы думаете? Через несколько дней выходит статья, где черным по белому написано, что Фурманов продает свою сперму, чтобы его театр мог существовать. Ну как после этого можно относиться к пишущей братии?

Мечта всей жизни

Смеюсь и спрашиваю:

- Рудольф Давыдович, и все же... как вы выживаете? Вижу, что на каждой вашей афише указывается: Деятельность театра осуществляется с помощью администрации Санкт-Петербурга .

- Да. Работать надо! Работать за десятерых. Государство помогает. Я считаю, что все учреждения культуры в России должны быть государственными. Но сегодняшняя государственная система в театрах порочна. Это райсобес, а такого быть не должно!

Я в свое время был на стороне Собчака, за многое ему благодарен. Сейчас поддерживаю нашего губернатора Яковлева, потому что он много помогает театру. Я очень благодарен Яковлеву за то, что он делает для культуры Санкт-Петербурга, что он помогает семьям великих ушедших людей, что заботится о вдове Лебедева, о сестре Товстоногова, что внимателен к каждому человеку. Владимир Анатольевич знает, кто боролся за Собчака - и Лавров, и Гранин, и Толубеев, и я, и многие другие, но протянул театру мужественную руку губернатора...

В нашем театре был Владимир Путин. Я знал его еще когда он был первым заместителем мэра, и мы встречались - Собчак, Путин, Смоктуновский и я. Помню, как Путину интересно было слушать Смоктуновского...

- Правда, что театр Русская антреприза - мечта всей вашей жизни?

- Да. Театр создавался не с нуля. Моя работа с артистами - с Симоновым, Мироновым, Золотухиным и другим - в целях заработка для них, по многочисленным домам отдыха, в разных уголках страны - все это потихоньку назревало и выросло в этот театр. Его не было бы без той работы, без той эпохи, без тех трудностей.

Перед всеми актерами, с кем я работал, преклоняю голову, ко всем ним отношусь с огромной любовью...

В течение первых восьми лет наш театр не имел собственного помещения. Спектакли игрались на сценах многих петербургских театров, артисты гастролировали по России и за рубежом.

Первым спектаклем моего театра стала Старомодная комедия Арбузова в исполнении Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика, поставленная актрисой и режиссером БДТ Людмилой Шуваловой. В числе первых премьер - оригинальная и волнующая постановка, своеобразная актерская исповедь Откровения Иннокентия Смоктуновского , бенефисы Евгения Леонова, Николая Караченцова, Валерия Золотухина, Евгения Лебедева...

Лишь в 1996 году театр получил крышу над головой.

А первой премьерой, сыгранной на собственной сцене, был спектакль KREUZERS соната , поставленный Владом Фурманом по мотивам известной повести Льва Толстого и произведению Людвига ван Бетховена.

(Влад Фурман - сын Рудольфа Фурманова, главный режиссер театра. В 1991 году он окончил петербургскую Театральную академию, где учился у Георгия Александровича Товстоногова. Это был последний курс великого режиссера. До Русской антрепризы Влад Фурман поработал в разных театрах).

Сегодня в составе контрактной труппы театра 85 лучших актеров России из различных государственных театров.

- А как у вас обстоят дела с гастролями?

- Пригласят - поедем с удовольствием, привезем настоящее искусство. Приедем на месяц, со всем репертуаром. Как в свое время в Иркутск приезжали Сатира , БДТ, Театры Комиссаржевской, Балтийский дом ... Ваш губернатор, слышал, тоже неравнодушен к театру...

Светлана МАЗУРОВА

Восточно-Сибирская правда , 29.09.2001

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кусочки личного:

News image

Оксана Григорьева отозвала обвинения в семейном насилии

Подобный поворот событий буквально потряс всех, кто следит за развитием отношений знаменитой пары. 4 мая было объявлено, что у О...

News image

Орбакайте сгубила конспирацию Глюкозы

Одна знаменитая певица «сдала» другую: Кристина Орбакайте на своей страничке в Твиттере раскрыла секрет Натальи Ионовой. Судя по...

News image

Мадонна приняла поздравления

Несмотря на то, что пятьдесят два звезде исполнилось лишь сегодня, Мадонна уже успела это отпраздновать. В субботу (14 августа) ...

Лучшие шоу программы:

News image

Корпорация Мадонна

2 августа на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге с единственным концертом выступит Мадонна. Король поп-музыки умер...

News image

Шоу Элтона Джона в Москве: тонны декораций, рояль и Памела А

Легендарную шоу-программу Red Piano представит сегодня россиянам британский певец Элтон Джон. Шоу, не поместившееся в ...

News image

Lady Gaga поучаствует в авангардной постановке

Lady Gaga объединится со знаменитым Большим балетом и итальянским художником для работы над новой авангардной постанов...

Стать звездой:

News image

Карл Отто Лагерфельд (Karl Otto Lagerfeld)

Хоть в книге регистрации рождения записано, что Карл Логерфельд был рожден 10 сентября 1933 года, сам кутюрье утверждает, что да...

News image

Джулия Робертс (Julia Fiona Roberts)

Отец семейства Робертс - Уолтер - работал продавцом водных матрасов, а мать – секретарем в церковном приходе. Оба по совместител...

Авторизация