Главная >> Интервью >> Она считала себя его подмастерьем, даже инструментом



Она считала себя его подмастерьем, даже инструментом

Биография звёзд - Интервью

она считала себя его подмастерьем, даже инструментом

Лицо у нее удивительное - словно с изящной камеи. С ним можно играть и блоковскую Незнакомку, и Грету Гарбо, и старуху Мелентьевну. Оно всегда вдохновляло художников. Одни писали ее портреты, другие создавали фотоэтюды. Талант Аллы Демидовой приметил еще на первом курсе Щукинского училища знаменитый француз Жан Вилар и приглашал в свой парижский театр. Рубен Николаевич Симонов любил ходить с интересной студенткой в театры. Она была первой, кого стал одевать в Москве Вячеслав Зайцев...

Ее свежий ум, изысканный стиль и неуловимая тайна всегда привлекали талантливых людей. Многие дарили ей свою дружбу. Знаменитой она стала, сыграв первые роли в кино: Ольгу Берггольц в Дневных звездах , Лизу Протасову в Живом трупе , Марию Спиридонову в фильме Шестое июля ...

В Театре на Таганке Алла Демидова несколько лет работала сначала в массовых сценах, потом в маленьких эпизодах, буквально на износ . Она до сих пор удивляется, как хватило на это сил. Когда Любимов начал давать ей первые роли, Алла Сергеевна оказалась самой верной и послушной его ученицей. Она считала себя его подмастерьем, даже инструментом. Старалась, как признается, быть скрипкой Страдивари, поскольку на ней легче играть. И была счастлива этим.

Застенчивая и ранимая от природы, с годами она стала рациональной и закрытой. При этом не переставала самосовершенствоваться, что и укрепило ее ум и талант. В один прекрасный момент партнеры вдруг поняли, что она обошла всех. Об этом говорил еще Владимир Высоцкий. А когда она выпала из гнезда, в котором жила как бы на обочине, иные скептики поспешили с прогнозами, что она как актриса, мол, уже отцвела. Однако Демидова создала первый в Москве частный Театр А . Она назвала его первой буквой алфавита, а места за ней всем хватит. И объездила со своим театром полмира. Ее готовность к ученичеству помогла ей в освоении европейского театрального пространства. С ней планировали свои постановки Антуан Витез, Джорджо Стрелер, Боб Уилсон.

Дар трагической актрисы соседствует в ней со склонностью к исследовательской работе, и она пишет книги-размышления о времени и о себе. Голосом дельфийской пифии актриса буквально гипнотизирует слушателей на своих авторских поэтических вечерах, открывая новые ритмы и интонации наших любимых поэтов.

Когда-то на сцене Демидова ставила для себя в конце зала воображаемого огромного зрителя и как бы смотрела в его сердце, направляя через него свою энергию в зал. А сейчас мы, ее почитатели, всматриваемся в эту грандиозную личность, которая намного крупнее, чем все фантомы, созданные актрисой, - сценические и экранные. Она как бы над нами. И мы тянемся к ней, как к какой-то высоте. Секрет, возможно, в том, что она просто сверхпассионарна, как определил однажды Лев Гумилев.

Накануне юбилея Аллы Сергеевны я снова пришла в ее дом. Он всякий раз удивляет атмосферой, словно наполненной Серебряным веком. Два круглых столика с небольшими диванами и креслами. Картины, книги, цветы да изящные безделушки, будто случайно оказавшиеся в том или ином месте... Словом, некий художественный беспорядок. И вот что она рассказала мне.

- Знаете, по воспоминаниям, у Блока в кабинете царил идеальный порядок. На его рабочем столе все лежало аккуратнейшим образом, а хорошо отточенные карандаши выстроены по размеру. Гость спросил Блока, откуда эта немецкая пунктуальность? И тот ответил, что, видимо, это способ убежать от внутреннего хаоса. У меня же хаос внешний, а внутри - абсолютная концентрация на какой-то идее, работе. А что касается беспорядка в моей квартире, то я называю этот стиль матросский сундучок . Впрочем, он выражает скорее характер, чем стиль. Появляется какая-то вещь - кто-то дарит или я сама приобретаю, - она помещается на какое-то место. Все. Больше она не переставляется.

- А как вы обустроили свою квартиру на Икше?

- Точно так, как и здесь. Но вот что интересно. Пришло время, и икшинская квартира, естественно, стала нуждаться в ремонте. Неожиданно люди из телепрограммы Квартирный вопрос мне предложили сделать ее ремонт и дизайн. Рустам Хамдамов уговаривал меня согласиться. Сначала я подумала: ну хорошо, пусть за меня все и сделают... Но потом поняла, что жить в квартире, устроенной по чужому вкусу, не смогу. И отказалась.

- Дружите с Хамдамовым?

- Это близкий мне человек. Мы встречаемся абсолютно как родственные души. Но отношения совершенно спонтанные, где-то сталкиваемся с ним. Иногда он что-то мне дарит...

- Помню, он сказал вам замечательную фразу: Алла, готовьтесь, ниша благородных старух среди актеров не занята никем . И вот вы эту нишу заняли, создав на экране прелестный образ сентиментальной Анны Сергеевны в фильме Настройщик Киры Муратовой и получили за него несколько российских премий. Кто для вас эта героиня?

- В какой-то степени - чеховская Раневская. Из числа недотеп, всегда расточительных, вечно обманутых, но бесконечно трогательных и обаятельных. Меня интересует тема их незащищенности от грубой жизни. С удовольствием сыграла бы еще мягкую и добрую старушку. Доброты как раз и не хватает сегодня на экране. Хотя недавно я сыграла старуху с сильным характером - Мурзавецкую в фильме Русские деньги Игоря Масленникова по пьесе Островского Волки и овцы . Согласилась на эту роль, потому что от Островского не отказываются.

- Заметила, что в прихожей по-прежнему висят две фантастические шляпы, подаренные вам Сергеем Параджановым.

- Как я и говорила, они нашли там свое место и будут висеть годами. Мы ничего не меняем в своем доме. Но с параджановскими шляпами была такая история. Как-то Параджанов устроил в Тбилиси прием для артистов Таганки. Я пришла к нему в своей шляпке. Ах, шляпка, шляпка!- восторженно среагировал он. - Теперь я буду делать такие же для тбилисских женщин . Вот эти две он сделал и для меня. Подлинные шедевры. Я надевала их, лишь позируя. Коробки, в которых Параджанов их прислал, украшены его же росписями. Они тоже украшают наш дом.

- Картины рисуете?

- Нет. Нужно особое состояние души, чтобы войти в другую реальность, а в данном случае - в живопись. Во всяком случае мне, непрофессионалу. В Москве я не могу этим заниматься. На даче нужно время, чтобы я жила там хотя бы месяц-полтора. Чтобы мои внутренние вибрации успокоились и пришли в лад с природой, с водохранилищем, чтобы я мало с кем общалась, совсем ушла в свой внутренний мир. Тогда и потребовались бы кисти и краски.

- Алла Сергеевна, вы живете в гармонии сама с собой?

- Стараюсь. Как стараюсь и не грешить. Не боюсь одиночества. Мне не бывает скучно. Всегда найду, чем заняться.

- Знаю, вы похоронили маму. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- Ее не стало 1 ноября минувшего года. К сожалению, я была на гастролях в Израиле, и это случилось без меня. Успела только ко дню похорон. Маме было 92 года. Она была красивой, женственной... Всю жизнь проработала в Московском университете. Сначала на Моховой, затем на Университетской... Была лаборанткой, потом младшим научным работником. Ее все любили. Меня удивили похороны. Когда мы подъехали к моргу, то увидели множество людей с цветами. Оказалось, все они пришли к моей маме. Катафалк с гробом провезли вокруг экономического факультета... Похоронили маму на Головинском кладбище, рядом с родными.

- Мама гордилась вами?

- Наверное. У нее был целый архив, где она собирала все мои фотографии, статьи, интервью, рецензии на спектакли и фильмы... И я не знаю, что же с ним делать?

- А что же случилось с вашим пекинесом Микки, звездой муратовского Настройщика ?

- У него оказалась сердечная недостаточность. Последние дни он лежал, свернувшись калачиком вот на этом кресле. Как-то я смотрю на него, вижу, что ему хочется пить. Подхожу, спускаю с кресла, он попил. И лег на ковре, мордочкой ко мне. Вдруг чувствую, что-то уходит из него, какая-то энергия. Его не стало. Умер он очень достойно... Похоронили его на Икше. А раньше него умер и кот Миша...

- Перед встречей с вами с большим интересом перечитала вашу книгу Бегущая строка памяти и снова изумилась, как интересна и многообразна ваша жизнь, сколько замечательных людей послала вам судьба.

- Верно. Но иных уж нет, а те далече. Скорее, конечно, первое. Дружбу мне дарили личности просто гениальные. Но много хороших людей прошло и мимо меня. Долгое время была занята, к сожалению, сама собой и работой. И только теперь понимаю, что многое упустила из жизни.

- Что-то пишете снова?

- Да. Начинаю книгу Вспоминая Вишневый сад . У меня сохранились записи разговоров и размышлений Эфроса на репетициях, мои заметки на полях роли. А Бегущая строка памяти переиздается сейчас под другим названием и с другими иллюстрациями. И это меня немного тревожит. Идет как бы обман читателей, они могут подумать, что это новая книга... Переиздается в Петербурге и моя последняя книга - Ахматовские зеркала . Это мое толкование Поэмы без героя . Знаю, что книгу непросто читать. Мои комментарии, как и сама Поэма , кружат, раз за разом уточняясь. А многое я в первом издании и сама не расшифровала. Думала, что если это я знаю, то знают и другие, но оказалось, что не так. И поэтому в новом издании немало добавлений... Знаете, школьницей я перерисовала для себя портрет Ахматовой работы Натана Альтмана. Не знала тогда еще ее стихов. Влюбилась просто в лицо...

- Алла Сергеевна, вас называют интеллектуальной актрисой. Насколько ум нужен актеру?

- Ум, думаю, никому никогда не помешает. А что касается актеров, то он помогает им во время подготовительного этапа работы над ролью и отбора выразительных средств.

- Вы часто цитируете Дидро из его Парадокса об актере : Слезы актера вытекают из его мозга . Поясните, пожалуйста.

- Дидро говорил об актерской технике. У нас же на сцене актеры плачут, как крокодилы, а зрители сидят холодные, как собачьи носы.

- В последнее время вы часто употребляете слово фантом . Что это?

- Работа актера состоит в том, чтобы роль отделилась от текста. Тогда она существует сама по себе. И становится фантомом. Если у актера высокая техника, он талантливо передает эти фантомы зрителям. Они-то и остаются в нашем искусстве. Как это было со Смоктуновским, Николаем Симоновым, Черкасовым, Бабочкиным, Борисовым, Орловой, Раневской...

- Талант нужно пестовать?

- Конечно, особенно в начале пути. Когда-то я думала, что талант пробивается, как трава через асфальт. Возможно, трава и пробьется, но кто-нибудь непременно на нее наступит и сомнет. Роза на помойке не расцветет. За ней нужно ухаживать. Ей нужны особая почва, удобрения и атмосфера. Сама я на первом курсе в Щукинском училище получила бесценную поддержку от Анны Алексеевны Орочко. У меня тогда появился азарт и кураж быть на сцене.

- Алла Сергеевна, позвольте вас спросить. Вы все еще ведете внутренний диалог с Любимовым?

- Диалог? Не знаю. Впрочем, это было в первые годы Таганки... Когда Юрий Петрович вернулся в театр после долгого отсутствия, труппа показывала ему восстановленного Бориса Годунова . Я, разумеется, очень волновалась. И после показа Любимов сказал мне: Алла, ну сколько можно сдавать передо мной экзамен?! Вы давно его сдали... Я благодарна ему за эти слова. Должна признаться, что я играла лучше, когда Любимова не было в зале.

- Борис Бланк предлагал вам сыграть с Юрием Любимовым в фильме Смерть Таирова . Как вы к этому отнеслись?

- Вероятно, мне было бы очень сложно играть с Юрием Петровичем, но тем и интереснее. В этом узле отношений, когда Любимов - Таиров, а я - Алиса Коонен, возможно, и возникла бы неожиданная искра... Но Любимова положили в больницу. Таирова сыграл Михаил Козаков. И сыграл очень хорошо.

- Еще ощущаете скрип колеса от поворота судьбы, когда ушли из Таганки?

- Скрипа не слышу. Но, видимо, поворот судьбы все же произошел. Тридцать лет работы в театре! И каких лет! Мы начинали на ровном месте: ни возрастов, ни званий, ни традиций. Создавали эти традиции сами. На спектакли Таганки приходили лучшие люди страны. Театр ставил диагноз болезням общества, во многом формировал вкус зрителей и общественное мнение... Не могу понять учеников, предавших своего Учителя, когда произошел раздел театра. Все последние постановки перед отъездом за границу Любимов осуществил на Новой сцене, которую и сделал с расчетом на свои спектакли. А это - Три сестры , Электра , Борис Годунов , Доктор Живаго , Пир во время чумы , Федра . Теперь на этой сцене - другой театр. А ведь можно было бы организовать свое дело в другом месте...

- Я хотела поговорить о Высоцком. Вы ведь что-то репетировали с ним в последний год его жизни?

- Крик Теннесси Уильямса, пьесу на двоих. Володя сам и ставил ее. Когда мы сделали первый акт - вывесили в театре объявление, что нашу работу можно посмотреть тогда-то. Но никто не пришел, кроме Давида Боровского и его приятеля. Это театр!

- Когда-то, уже после ухода Высоцкого, я разговаривала с Мариной Влади и поняла, что ей было очень важно знать, что его признают в России поэтом.

- И Евтушенко, и Ахмадулина, и Вознесенский его очень любили и считали, что он поэт. Как-то в интервью Иосифа Бродского спросили: Считаете ли вы, что Высоцкий поэт? - Да, он большой поэт. Жаль, что пел... , - ответил Бродский. Потом, подумав, добавил: Впрочем, нет, не жаль ... У меня есть программы От Пушкина до Бродского и Поэты двадцатого века . Я включаю в них стихотворение Высоцкого Штормит весь вечер ... Интересно, что его сын Аркадий написал замечательный сценарий фильма Письма к Эльзе Игоря Масленникова. Я играла в нем Эльзу - пациентку дома для умалишенных.

- Вы человек честолюбивый?

- К сожалению, нет. Может быть, поэтому и прошла мимо гениальных режиссеров, которые предлагали мне работать вместе. Может быть, поэтому и перестала выходить на сцену...

- Антуан Витез даже назвал вас Комета, которую надо уметь уловить .

- Да, судьба поманила меня, но так и не дала шанса поработать с Витезом. Он видел на Таганке цветаевскую Федру , а мы ее сделали с Романом Виктюком, и предложил мне сыграть Федру Расина в Театре Комеди Франсез , директором которого тогда был. Антуан решил, что я буду играть ее на русском, поскольку Федра иностранка среди греков. Но чтобы было удобно репетировать, он посоветовал мне выучить французский. Оплатил занятия языком в специальной школе для иностранцев... Однако актрисы Комеди Франсез не захотели признать русскую приезжую.

- Побоялись конкуренции?

- Не знаю. Тогда Витез решил сделать спектакль сначала только с русскими актерами, а потом перенести его в Театр Одеон . Он приехал в Москву и в репетиционном зале Ленкома отбирал московских актеров. Уже были распределены роли... Но 30 апреля 1990 года его не стало. Это случилось в Париже. Ему было 58 лет. У меня остались и макет Федры , и эскизы костюмов художника Янниса Коккоса...

- А встречи с Джорджо Стрелером?

- Они тоже незабываемы. Мы познакомились на его юбилее, широко отмечавшемся в мае 1987 года в Милане. Стрелер пригласил на праздник два спектакля Эфроса - Вишневый сад и На дне . Мы много разговаривали. Однажды он сказал: Хотите, поработаем вместе? - На каком языке? - спросила я. Выучите итальянский, вот актриса немка выучила итальянский и уже несколько лет работает с нами ... Я ответила, что для меня это нереально, а вот если бы он приехал в Москву... Стрелер подумал и сказал: Может быть, если успею, будем делать Гедду Габлер ... Как понимаете, эта работа у нас не состоялась.

В то время Джорджо Стрелер был еще директором Театра Наций. Он устраивал поэтические вечера, на которых выступали в основном поэты разных стран. Но от Франции был Антуан Витез. Он прекрасно читал стихи. Кстати, Витез переводил на французский язык Маяковского. А от России Стрелер пригласил меня. Это он поставил мне вечер на большой арене. Джорджо Стрелер нашел музыку, установил мольберт, зажег свечу, посадил в первый ряд синхронную переводчицу. Вот в этой композиции я и теперь веду свои поэтические вечера.

- Как познакомились с американским режиссером Бобом Уилсоном?

- Он приезжал в Москву на юбилей Таганки и предложил мне поработать с ним, сказав, что ему хотелось, чтобы в него влилась кровь русского театра. Мы обсудили несколько проектов. Я сказала, что мне интересно сделать что-то оригинальное. И предложила Гоголя, Записки сумасшедшего . Он удивился, и тогда я объяснила свой выбор. Когда на сцене Офелия играет сумасшествие, никто не думает, что она сошла с ума. Зрители оценивают, как она это делает - хорошо или плохо играет. Но если актриса думает, что она - андреевский памятник Гоголю, если пишет Записки сумасшедшего и сама становится Поприщиным, собачкой и другими персонажами, то понятно, что она и в самом деле сошла с ума. Уилсон сказал: Забавно . Он перечитал Гоголя и вскоре сообщил по факсу, что в восторге от этой идеи. Потом снова приехал. Уилсон попросил меня найти ему помощника.

- Кого же вы предложили?

- Кирилла Серебренникова. Незадолго до этого я записала с ним тридцать телефильмов по новеллам Темные аллеи Бунина. Надо было срочно найти Кирилла. Оказалось, что он в это время был у мамы в Ростове-на-Дону. Звоню ему туда. Объясняю, в чем дело. И Кирилл, не расспрашивая, что за проект, какие сроки, где будем работать, кричит в трубку: Алла, супер, супер! Лечу! Серебренников прилетел на следующий день. Познакомился с Уилсоном. Тот посмотрел кусок из Темных аллей , и он ему понравился. Им было легко общаться, так как Кирилл знает английский. Мы планировали поставить спектакль к Всемирной олимпиаде в Москве. Но репетировать надо было в культурном центре Уилсона под Нью-Йорком. Я не смогла туда полететь, и проект так и не был реализован.

- Серебренников стал сегодня, как и Нина Чусова, модным режиссером. Что скажете об их работах?

- К сожалению, видела только спектакли Вий и Мамапапасынсобака Нины Чусовой. Они мне понравились. О Кирилле с любопытством расспрашиваю знакомых. Слежу за ним издали. Но посмотреть его работы пока не пришлось.

- Знаю, что вы были на премьере Евгения Онегина на Новой сцене Большого театра. Как вам работа режиссера Дмитрия Чернякова?

- Талантливо. Не скучно. Можно слушать и смотреть. Много интересных решений. Люблю, когда ломают канон. Интересны нетрадиционные рисунки ролей главных персонажей. Но понимаю, что спектакль сложен для публики.

- Алла Сергеевна, вы хорошо знаете мировой театр, кого из режиссеров назвали бы своим?

- Эфроса...

- Спасибо. Хочется спросить вот о чем. Во Франции вышла книга Натали Айниш Артисты - это элита . Автор утверждает, что именно артисты - аристократы современного общества. Что скажете?

- В какой-то степени согласна с ней. Об актерах у нас раньше даже говорили как об аристократах духа. Наша профессия - публичная. Мы на виду. Люди всегда обращают внимание, как актер одет, как выглядит, как держится... Даже вы у меня спрашиваете, как я живу, какая у меня квартира. Через актера зритель знакомится со сценическим и экранным искусством, с классическими образами... Он формирует вкус публики. Недаром мы до сих пор помним великих актеров таких театров, как МХАТ, Малый, БДТ, Александринский... К сожалению, сегодня роль актера снивелировалась. Но все вернется на круги своя. И театр опять займет достойное место в нашей жизни.

- Что скажете о политике. Она интересует вас?

- Нет. Я с детства воспринимала 1917-й год как катастрофу. Так меня учила бабушка - старообрядка. Она говорила, что к тому, что не можешь изменить, надо относиться как к землетрясению. Главное - выжить. Отца посадили в 1932-м, но потом освободили. Он ушел добровольцем на фронт, погиб под Варшавой... Я не играла в политические игры ни в жизни, ни в театре. Кроме, конечно, Марии Спиридоновой в картине Шестое июля , да и то потому, что героиня была оппонентом Ленина...

- Но вы сами говорите, что все, что происходит, дает нам Бог?

- Да. Абсолютно уверена, что все идет по структуре какого-то высшего порядка. Нужно все соотносить. Главное - не навредить. А чтобы не навредить, нельзя на боль отвечать болью, а на агрессию - агрессией.

- Когда московские зрители увидят вас на сцене?

- 7 декабря. В Большом зале консерватории мы - хор церкви Третьяковской галереи с его регентом Алексеем Пучковым и органом - будем повторять концерт по книге Иова из Старого Завета... А в феврале в Зале Чайковского состоится мой вечер Поэты двадцатого века .

- Как думаете, Алла Сергеевна, отмечать свой юбилей?

- Меня не будет в Москве. Я вообще не люблю отмечать эти дни. Был такой случай на Таганке. Как-то я заметила, что в мой день рождения, 29 сентября, поставлен вдруг спектакль Вишневый сад , хотя раньше предполагался другой. Я забеспокоилась, не специально ли это сделано? И разволновалась, как же поступить? Утром чувствую, что у меня пропал голос, а без него играть, разумеется, нельзя. Так проблема разрешилась сама собой...

Лидия НОВИКОВА

Культура , № 38, сент-окт 2006

фото Льва Новикова

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кусочки личного:

News image

Налоговики подозревают Диму Билана в сокрытии доходов

Как стало известно , налоговики уже предприняли решительные действия и в присутствие правоохранительных органов начали проверку ...

News image

Пенелопа Крус и Хавьер Бардем: родительские подробности

Эта знаменитая парочка, которая в минувшие выходные стала родителями мальчика, не может быть не счастливой. Но гордые родители п...

News image

Принц Уильям и Кейт Миддлтон на обложке Vanity Fair

Знаменитая королевская пара несомненно продолжает наслаждаться прелестями своей новой семейной жизни и семейного счастья. Конечн...

Лучшие шоу программы:

News image

Корпорация Мадонна

2 августа на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге с единственным концертом выступит Мадонна. Король поп-музыки умер...

News image

Спецэффекты Rammstein

Если вы когда-нибудь были на концертах Rammstein, то вы наверняка знаете насколько они уникальны. Rammstein не знают о...

News image

Queen была первой группой

Протестировавшей студию звукозаписи De Lane Lea. Вещь The Night Comes Down (1972) как раз с той поры. Самостоятел...

Стать звездой:

News image

Ричард Тиффани Гир (Richard Tiffany Gere)

Ричард появился на свет в большойсемье. Его мать занималась домом и воспитанием пятерых детей, отец работал страховым агентом. И...

News image

Джеймс Хью Кэлам Лори (James Hugh Calum Laurie)

Хью Лори в шотландской семье. Его отец работал врачом, а мать была домохозяйкой. Родители обеспечили ребенку возможность получит...

Авторизация